DeFi, сокращенно «децентрализованные финансы», является модным определением в наши дни. Этот термин часто ассоциируется с криптовалютными токенами и сетями, а также с приложениями, созданными на их основе для кредитования, заимствования, торговли активами и другими финансовыми контрактами, которые должны выполняться без посредников.
Для выполнения большинства современных финансовых контрактов требуются посредники, цели которых, возможно, туманны для общего понимания, но им, тем не менее, должны доверять обе стороны для справедливого выполнения контрактов. Иногда это доверие подрывается, например, когда крупнейшие валютные брокеры (Forex) вступали в сговор на протяжении как минимум десяти лет, чтобы обманывать своих клиентов, это обошлось компаниям, пенсионерам, инвесторам и вкладчикам в сумму, которая легко может составить более 1 триллиона долларов. Только один человек был арестован, а вовлеченные банки были оштрафованы на общую сумму 1,7 миллиарда долларов — около 0,2% их общих доходов от мошенничества. Причин, по которым мы не доверяем коммерческим и центральным банкам, за которыми стоят правительства государств, много и, я уверен, что у каждого есть свои.
DeFi обещает стать более надежной платформой, состоящей из открытого и прозрачного кода. Кроме того, DeFi открывает шлюзы для инновационных идей. Лицензионные требования заменяются аудитами кодекса, что позволяет заменить аккредитацию и открыть финансовый мир для новых идей.
По-настоящему децентрализованное финансирование — вплоть до уровня расчетов — также обещает стать более разумной денежной системой. Деньги — это неотъемлемая часть цивилизации, позволяющая структурам расти и развиваться без необходимости доверять друг другу. Децентрализованная финансовая система может решить глубоко укоренившиеся проблемы нынешней денежной системы.
Финансовая система, свободная от многих препятствий и ловушек, созданных ненадежными посредниками и могущественными хозяевами, звучит как прекрасное будущее, в которое мы все должны стремиться.
Что же стоит на нашем пути?
Доверенные дилеры и их вознаграждение
Сегодня банки и финансовые посредники существуют в основном для того, чтобы создать доверие между сторонами: они являются «дилерами доверия».
Услуги условного депонирования являются прямым примером этого: банк с репутацией, которую необходимо поддерживать, будет выступать в качестве посредника при обмене активами, гарантируя, что обе стороны будут придерживаться своих условий сделки. Услуга условного депонирования может быть полностью автоматизирована в системе DeFi, что приведет к снижению затрат и более предсказуемому результату.
Дилеры траста зарабатывают «надбавку за доверие» за свои услуги, что приносит им большие деньги. DeFi устраняет эту премию за доверие, и, понятное дело, дилеры не откажутся от нее без боя.
Многие современные правительства имеют в своем арсенале юридические и финансовые механизмы для создания доверия между сторонами, которые хотят заключать и обеспечивать выполнение контрактов друг с другом. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), например, частично является трастовым дилером с миссией, состоящей из трех частей:
- Защита инвесторов.
- Поддержка справедливых, упорядоченных и эффективных рынков.
- Содействие накоплению капитала.
Большая часть этих механизмов направлена на то, чтобы «те, кто продает и торгует ценными бумагами — брокеры, дилеры и биржи, относились к инвесторам справедливо и честно» ( SEC ). Сегодня Комиссия по ценным бумагам и биржам( в т.ч. крипто биржам), а также и ее праводоверенный аппарат вынуждены требовать информацию от частных компаний, для того, чтобы убедиться в их благонадежности.
В мире, где брокеры и биржи представляют собой автоматизированные части кода, с открытым исходником и проверяются кем угодно, потребность во всех этих ресурсах, необходимых для расследований, значительно сокращается. В случае SEC премия за доверие более абстрактна: не доход, а власть.
Центральные банки и правительства также получают огромную премию за доверие: мы доверяем им контролировать денежные потоки с учетом интересов общества.
Поэтому сегодняшние правительства и финансовые компании осторожно, если не открыто враждебно относятся к действительно децентрализованным финансовым системам. Эти системы ставят под угрозу их премию за доверие — независимо от того, зарабатывается ли она в форме дохода или власти над финансовой системой.
Доверенные дилеры достаточно сильны
Это не кучка государств-изгоев или компаний, управляющих нишевыми активами, а ядро основной финансовой системы, в которую входят самые богатые и влиятельные люди и корпорации в мире.
Эти компании и отдельные лица защищают свою роль доверенных посредников в финансовой системе и, следовательно, свою премию за доверие, которую они получают деньгами или властью. Те, кого мы называем высокофункциональными и справедливыми правительствами, заявляют, что им нужна эта власть над финансовой системой для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, не говоря уже о том факте, что политика противодействия отмыванию денег (AML) оказывает менее 0,1% влияния на криминальные финансы (что даже меньше «налога» на мошенничество у Форекс!).
Когда правительства становятся откровенно репрессивными, они прибегают к грубой власти над инакомыслием, и их действия начинают выглядеть более авторитарными, как то исключение отдельных лиц из экономического процесса или просто конфискация денег у граждан.
Действующие трастовые дилеры атакуют децентрализованные системы со всех сторон, утверждая, что они слишком нестабильны, способствуют преступной деятельности и потребляют слишком много энергии. Однако они знают, что не смогут добиться успеха, просто отказавшись от новой технологии — им нужно предложить альтернативу или кооптировать новую технологию для достижения своих целей.
Прежде чем мы перейдем к тому, как трастовые дилеры противостоят угрозе DeFi, нам нужно обсудить компромиссы, присущие любой децентрализованной системе. Это прольет свет на то, как платформа DeFi может избежать разрушения извне.
Компромиссы децентрализованной системы
Один из основателей протокола Ethereum, Виталий Бутерин, придумал «трилемму» о сетях, которая помогает нам лучше понять компромиссы, необходимые для реализации децентрализованной финансовой системы.
Трилемма выглядит следующим образом: база данных (или «блокчейн») должна жертвовать в одной из этих областей, чтобы получить выгоду в другой:
- Безопасность
- Децентрализация
- Масштабируемость
Безопасность
Безопасность означает, что сеть устойчива к атакам, которые могут нарушить ее нормальную работу по проверке и завершению транзакций. Для финансовой системы безопасность превыше всего. Без нее система просто не будет работать.
Насколько «достаточно» безопасности? Это интересный вопрос, но на него нет однозначного ответа, а тем более стопроцентной реализации. Этот вопрос предполагает, что мы должны понять все возможные варианты и обозначить их риски. С незапамятных времен люди часто недооценивали возможность будущих событий и не могли выйти за рамки воображения и инженерии. Быть уверенными, что мы знаем, как выглядит «достаточно» безопасности, и останавливаться на достигнутом — это рецепт неудачи.
Децентрализация
Децентрализация в нашем контексте сводится к легкости, с которой любой может подтверждать транзакции в сети. Когда новым валидаторам очень легко присоединиться, то, вполне вероятно, что для проверки транзакций разовьется большое количество узлов, которые ограничат возможность любого отдельного объекта изменять правила системы.
Децентрализация, как и безопасность, бывает разной. Чем больше присоединится к сети новых валидаторов, тем выше вероятность того, что центральный объект будет специализироваться на проверке транзакций. В конце концов, этот факт может начать влиять на правила сети, или служить легкой мишенью для более мощных сил, у которых появится возможность захватить власть и кооптировать систему.
Масштабируемость
Масштабируемость означает скорость, с которой сеть может обрабатывать данные. Для децентрализованной финансовой системы с кредитованием, условным депонированием и другими базовыми финансовыми услугами масштабируемость позволяет усложнять и ускорять эксперименты.
Централизованные системы, такие как жесткий диск вашего компьютера или платежная сеть Visa, достигают высокой степени масштабируемости за счет полного отказа от децентрализации. Некоторые сети блокчейнов, такие как Ethereum, могут достичь большей масштабируемости, жертвуя безопасностью и децентрализацией.
Трудный выбор
Чтобы выбрать наилучший путь развития системы DeFi, мы должны учитывать эти компромиссы в стратегиях, которые нынешние трастовые дилеры могут использовать для свержения или кооптации системы. Нельзя наивно полагать, что существующие институты просто самоустранятся и без боя примут потерю своей премии за доверие.
Типы атак доверенных дилеров
Прежде чем мы поймем, как сбалансировать децентрализацию, безопасность и масштабируемость, давайте рассмотрим, как действующие доверенные дилеры могут атаковать децентрализованные системы.
Большинство атак можно разделить на три категории:
- Грубая сила
- Подрыв доверия
- Интрузивная атака
Атака грубой силы
Первый способ груб — они будут использовать эмоциональные призывы и, в конечном итоге, грубую силу, чтобы отговорить или заблокировать вас и меня от взаимодействия с децентрализованными системами. Сегодня они используют всевозможные безосновательные директивы, чтобы подавить системы DeFi. Некоторые страны даже ввели запреты, хотя ни один из них не принес особой пользы. Децентрализованные системы продолжают расти, невзирая ни на какие на запреты.
Атака грубой силой сегодня уже неэффективна, поэтому они будут дополнительно прибегать к новым формам атак.
Атака подрывом доверия
Второй способ дискредитации системы направлен на подрыв доверия людей к ней. Это может происходить в форме взлома, организованного мошенниками и, таким образом, демонстрирующего способность правительства исправить это. Могущественные финансовые организации могут даже использовать свою существующую власть для создания денег, чтобы манипулировать ценами, подрывая доверие к работе рынков активов в новой финансовой системе.
Интрузивная атака
Третья атака включает в себя немного дипломатии и предусматривает разрушение системы изнутри путем непосредственного внедрения в нее. Они могут попытаться наладить сотрудничество с разработчиками блокчейнов, якобы, чтобы помочь им достичь большей безопасности и масштабируемости систем со скудной децентрализацией. В конце концов, система уходит от децентрализации и, в конечном итоге, выглядит точно так же, как централизованная финансовая система, которую она должна была заменить!
Цифровые валюты центральных банков (CBDC) — еще один пример такой атаки. Правительства создают системы, которые они контролируют с помощью возможности изменять и блокировать транзакции. Они предлагают их как лучшие альтернативы децентрализованным сетям. Элизабет Уоррен делает именно это, критикуя биткойн, а затем восхваляя CBDC, как лучшее решение всех проблем цифровых финансов.
Однако CBDC не децентрализованы — расчетные уровни каждой CBDC будут полностью принадлежать и управляться их соответствующими центральными банками, крупнейшими трастовыми дилерами мира.
Четкая расстановка приоритетов: Децентрализация и Безопасность
Все три атаки используют слабую децентрализацию и плохую безопасность, но ни одна из атак не использует недостаток масштабируемости.
Децентрализация и безопасность явно важнее масштабируемости для общей неуязвимости системы, не говоря уже о росте DeFi. Стоит повторить, что действующие лица в нашей централизованной финансовой системе сегодня являются самыми могущественными организациями на планете. Находясь в постоянном контакте между собой, они владеют огромной частью мировых финансовых и материальных ресурсов. Любой компромисс в децентрализации или безопасности для поддержки повышенной масштабируемости — опасный компромисс, открывающий двери для множества атак.
В то время как децентрализованные системы продолжают подвергаться атакам со стороны традиционных операторов, те, кто их строит, должны это делать поэтапно. Как и при возведении небоскреба, сначала нужно заложить глубокий фундамент, затем поднимать стальной каркас, а уж затем все внутренние части, которые делают его пригодным для жизни. Нельзя начинать строительство с укладки стеклянных фасадов высотой в 10 этажей на пустом участке.
Прежде чем мы сможем расплачиваться за кофе с помощью биткоин биржи или производить свопы по умолчанию в сети, мы должны убедиться, что блокчейн является максимально безопасным и децентрализованным. Фундамент нельзя скомпрометировать во имя масштабируемости. Как и в случае со зданием, уровни выше фундамента могут иметь некоторый допустимый компромисс между прочностью, красотой и функциональностью.
Какой блокчейн сегодня делает правильные компромиссы, чтобы дать нам лучший шанс при разработке DeFi?
Биткойн — это DEFI, а Альткойн — нет…
В то время как пресса и YouTube будут убеждать вас в том, что DeFi является единственной системой сетей, не связанных с биткойнами, ее протоколам реально не хватает безопасности и децентрализации медленного и «устаревшего» биткойна.
Оседающий собор Альткойна
Подобно красивому собору, построенному на болоте, эти проекты сегодня выглядят блестящими и многообещающими, но им не хватает прочного фундамента для завтрашнего дня — основы системы DeFi. Эти сети жертвуют безопасностью и децентрализацией во имя программируемости и пропускной способности транзакций. Все это дает повод для обсуждений: высокая активность разработчиков, новые токены, протоколы. Но в итоге за этим скрывается недостаток полноценной поддержки.
Возьмем, к примеру, Ethereum, который долгое время был лидером в мире DeFi.
Ethereum страдает от:
- Непредсказуемой денежно-кредитной политики, которая открыто нацелена на «минимальную эмиссию для защиты сети». Как указывалось ранее, попытка «оптимизировать» безопасность сама по себе опасна.
- Неясной дорожной карты для изменения механизма консенсуса в цепочке с частыми задержками. Это похоже на попытку заменить двигатель самолета в полете.
- Сложности настройки и синхронизации полных узлов, которые имеют решающее значение для децентрализации сети. Одна компания, Infura, предоставляет полные узлы как услугу, на которую многие ключевые приложения («DApps») полагаются на свой страх и риск.
Это делает Ethereum открытым для всех видов атак, от попыток внедрения со стороны правительства до прямых атак на безопасность сети. Цепь Ethereum даже подверглась публичной атаке, во главе которой стоял ее собственный основатель, с целью переписать историю цепочки после того, как хакер использовал смарт-контракт на платформе. Неудивительно, что Федеральная резервная система, главный оплот мировых централизованных финансов, поэтично отзывается о чудесах DeFi на Ethereum!
Единственный способ добиться децентрализованного финансирования — это использовать стабильные в структурном отношении деньги.
Капитан Сидд
Переведено с английского https://bitcoinmagazine.com/culture/bitcoin-decentralized-finance-defi
Автор Alex Smith
Имеет профессиональную подготовку в области микроэлектроники и аппаратного программирования, а также более 30-ти лет опыта работы с системами обработки и передачи данных, включая оборудование для майнинга криптовалют. Готовя материал для читателей блога BuyCrypt успешно применяет свой обширный технический бэкграунд для максимально точной передачи смысла материалов с используемых источников.